Центр образовательной поддержки в области автоматики и систем безопасности

Итервью с директором УЦ "АРМО" в журнале БДИ

Происходящие изменения в организации допусков к выполнению работ по созданию и эксплуатации различных систем безопасности и инженерных систем зданий првиели к изменению системы обучения и аттестации персонала. Этим и другим вопросам посвящено интервью с Андреем Фальковым, директором Учебного центра АРМО, которое провела наш внештатный корреспондент Александра Васильева.

foto1.jpg

Изменился ли за последние годы спрос на рынке обучения и повышения квалификации в области физической безопасности? И если да, то в чем причины?

Начиная с 2007 года спрос на обучение по системам безопасности неизменно растет, несмотря на все экономические потрясения. Снижение объемов нового строительства компенсируется увеличением объема реконструкции существующих площадей, что приводит к увеличению числа создаваемых и эксплуатируемых систем безопасности.  Кроме того, после ряда катастроф государство стало уделять больше внимания оснащенности зданий и сооружений противопожарными системами, что привело к увеличению численности как проектно-монтажного, так и эксплуатирующего персонала - и, как следствие, к росту спроса на обучение.

Более пристальный интерес государство стало уделять и квалификации персонала, эксплуатирующего системы безопасности. С отменой лицензий МЧС и передачей этих функций саморегулирующимся организациям требования к качеству обучения персонала стали расти, поскольку наряду с повышением квалификации понадобится и аттестация сотрудников с целью обеспечения надежной физической защиты объектов.

Все меры государственного регулирования направлены на рынок средств охранно-пожарной сигнализации, оповещения и пожаротушения. Однако современный бизнес хорошо осознает, что без средств контроля доступа и без видеонаблюдения безопасность может оказаться под угрозой. Более того, оснащение офисов техническими средствами контроля зачастую приводит к повышению производительности труда,  поскольку осуществляется контроль за присутствием сотрудников на рабочих местах. Поэтому при расширении  рынка коммерческой недвижимости происходит увеличение спроса на системы безопасности и, в свою очередь, на квалифицированный персонал.

Именно поэтому спрос на рынке повышения квалификации в области физической безопасности неизменно растет, несмотря на колебания кризисные явления.

 

Что изменилось в деятельности эксплуатирующих организаций с отменой лицензий МЧС в области пожарной безопасности? И как сегодня лицензируется деятельность компаний, занимающихся эксплуатацией систем безопасности? 

Ранее при получении лицензии МЧС эксплуатирующие организации руководствовались приказом №24 ГУГПС МЧС России «Об утверждении Инструкции по организации лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности». В качестве обязательных документов принимался акт обследования соискателя лицензии экспертной комиссией. Для охранных структур это «акт оценки возможности выполнения работ по предупреждению и тушению пожаров», для эксплуатирующих организаций – «акт оценки возможности выполнения работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». В это акте присутствовала и такая графа, как «Соответствие у специалистов юридического лица или индивидуального предпринимателя (состоящих в штате или привлекаемых на законном основании), возглавляющие дежурные смены, средне-специального или дополнительного профессионального образования и стажа работы в лицензируемой деятельности».

С отменой лицензий МЧС эксплуатирующие организации постепенно переходят к той же схеме, что и строители. Подход к оценке персонала был весьма формальным, в качестве повышения квалификации принимались курсы, весьма далекие от направления будущей работы.

Теперь, когда за качеством работы эксплуатирующих организаций будут следить саморегулируемые организации (СРО), состоящие из таких же эксплуатационщиков,  требования станут жестче. Тематика повышения квалификации должна будет совпадать с  видом предстоящих работ. Возможно, в качестве приложения к свидетельству о повышении квалификации будут требовать учебные планы и прочую документацию. Так же от эксплуатирующих организаций станут требовать аттестацию персонала. Однако в настоящий момент мы находимся в состоянии перехода от одной системы к другой, как это несколько лет назад было в области строительства, и многие вопросы еще не определены до конца.

Следует так же отметить, что вышесказанное относится только к организациям, осуществляющим техническое обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации и оповещения. Деятельность организаций, занимающихся монтажом и обслуживанием систем видеонаблюдения и контроля доступа, пока еще никак не регламентируется.

Так же и деятельность частных охранных предприятий регулируется иными законодательными актами. Повышение квалификации обязательно только для руководителей ЧОПов, рядовым же сотрудникам это не требуется.

 

По чьим программам вы осуществляете повышение квалификации инженеров, выполняющих монтаж и пуско-наладку систем безопасности при строительстве зданий и сооружений?

При создании учебных курсов мы всегда работаем в тесном контакте с представительством фирмы-производителя оборудования. В некоторых случаях производители уже имеют специальный курс для подготовки дилеров, и нам остается перевести его и адаптировать под российские условия обучения. В другом случае обучение является для производителя непрофильным бизнесом, и приходится составлять программу обучения самостоятельно и затем согласовывать с техподдержкой фирмы-производителя. Так же представители техподдержки сами рекомендуют нам состав учебного макета, или проверяют схему, составленную нами.

Например, компания Echelon полностью предоставила нам все учебные материалы, обеспечила проверку перевода и подготовила преподавателей, а так же обеспечила готовыми учебными стендами. При сотрудничестве с Esser by Honeywell в области пожарной сигнализации представительство в Москве оказало нам огромную поддержку по обучению преподавателей, разработке программ и созданию учебных стендов. Целостная программа обучения была нами скомпонована на основе нескольких курсов Esser. А вот при разработке программы обучения по системе контроля доступа Lenel учебный материалы мы разрабатывали самостоятельно, и лишь согласовывали их с представителем фирмы.

Надо отметить, что до 2011 года Учебный центр АРМО занимался оборудованием только зарубежных производителей, причем преимущественно из Европы и США.  Однако в настоящий момент мы готовим курсы и на основе оборудования отечественных производителей, и первым таким курсом будет курс систем пожаротушения на основе оборудования «Болид». Учебный центра АРМО подписал договор о сотрудничестве с «Болидом» и намерен развивать линейку курсов повышения квалификации по охранно-пожарным системам данного производителя. Программы обучения разрабатываем мы сами при активной технической поддержке «Болида», так же учебные стенды станут совместной разработкой.

Наработанный опыт сотрудничества с фирмаи-производителями Учебный центра АРМО использовал и для поддержки государственных учебных заведений. В ряде колледжей (образовательных учреждений среднего профессионального образования) установлено учебное оборудование, изготовленное по проекту нашего учебного центра. Так же некоторые колледжи Москвы при обучении используют программы, методики и учебные материалы, разработанные нами в сотрудничестве с производителями оборудования.

 

Чем отличается нынешняя система повышения квалификации в строительстве от повышения квалификации в области систем безопасности? 

В строительстве лицензирование уже отменено, и вместо лицензий строительные, проектные, монтажные и пусконаладочные организации получают свидетельства о допуске к определенным видам работ. Поскольку имеет место взаимное страхование ответственности, условия получения такого допуска значительно более жесткие, чем условия получения лицензии. Соответственно, если при получении  лицензии повышение квалификации было чистой формальностью, то теперь обучению и аттестации персонала отводится решающая роль. Специалисты, участвующие в работах, влияющих на безопасность строительства, должны сначала обучиться в специализированном учебном центре, а затем пройти аттестацию в СРО.

Требования к повышению квалификации стали обязательными и весьма жесткими, а учебные центры привлекаются не только к обучению, но и к составлению  программ аттестации. Если система обучения уже отлажена, то система аттестации кадров находится еще на стадии становления. Российский союз строителей предпринимает шаги по созданию единой системы компьютерного тестирования. В этом мы приближаемся к западному опыту, когда международная ассоциация разрабатывает систему тестирования и внедряет ее в национальных учебных центрах, как например Lomark International разработал систему тестирования специалистов в области автоматики и передал ее в наш учебный центр.

В области систем безопасности переход от лицензий к коллективной ответственности еще только начался. Соответственно, и требования к квалификации персонала для организаций, эксплуатирующих системы безопасности, были весьма невысоки. Требований к квалификации проектировщиков и монтажников вообще не выдвигалось. Не времена меняются, и организациям, занимающимся системами безопасности, предстоит большая работа по повышению квалификации своих кадров.

 

Что сегодня включают в себя программы вашего УЦ по повышению квалификации инженеров по системам безопасности? 

Эти программы, как правило, состоят из двух разделов, теоретического и практического. Такое построение связано с модульностью, рекомендуемой департаментом образования г.Москвы при построении программ профессионального образования и с рекомендациями Национального объединения строителей (НОСТРОЙ).

Раздел первый, теоретический, предусматривает изучение нормативных актов, технических регламентов, норм и правил, регулирующих организацию систем безопасности. При прохождении курса обязательного повышения квалификации этому разделу уделяется большое внимание, поскольку именно знание нормативной документации является основным при прохождении аттестации. В случае, когда в случае, когда слушатели проходят интенсивный курс обучения, этот раздел выносится на самостоятельное изучение.

Раздел второй – технические аспекты.  Изучаются  вопросы проектирования, монтажа и эксплуатации пожарной сигнализации, оповещения, систем контроля доступа, систем видеонаблюдения. Программы этого раздела строятся на основе рекомендаций производителя оборудования. При изучении данного раздела, в зависимости от потребностей слушателя, мы либо кратко, но с практическими занятиями, рассматриваем процесс проектирования и обслуживания нескольких систем, либо углубляемся в одну систему и рассматриваем все вопросы проектирования, монтажа, пусконаладки и обслуживания.

 

Перечислите, пожалуйста, особенности программы повышения квалификации по системам безопасности на особо опасных объектах. Какие требования предъявляются к персоналу, обслуживающего эти системы?  

Термин «особо опасные, технически сложные и уникальные объекты» взят из Градостроительного кодекса и относится скорее не к охранно-пожарным системам, а к безопасности строительства.  Само понятие «особо опасные объекты» определяется Федеральным законом N 190-ФЗ от 11.07.2011. К таковы относятся объекты использования атомной энергии, гидротехнические сооружения первого и второго классов, линии электропередачи напряжением 330 киловольт и более, объекты космической инфраструктуры, тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше, объекты химической промышленности и другие подобные.  При строительстве подобных объектов и оснащении их инженерными системами особое внимание уделяется надежности, отказоустойчивости и отказобезопасности.

Рассматривая охранно-пожарные системы, было бы логично предположить, что физической безопасности подобных объектов необходимо уделять повышенное внимание. И речь здесь идет не столько об оснащении данных объектов какими-то особыми средствами защиты, сколько о сбалансированности систем защиты. Персонал, работающий на таких объектах, в первую очередь должен знать слабые места и уязвимости и заниматься их укреплением, поскольку зачастую прекрасно укрепленный с одной стороны объект может иметь совершенно открытую точку проникновения.

Так же большое внимание уделяется организации противопожарных систем. При проектировании их на особо опасных объектах необходимо обеспечивать отказоустойчивость и отказобезопасность. Это значит, что при отказе одного из элементов система должна переходить на резерв, а при отказе основного и резервного каналов поддерживать то состояние, которое является безопасным.

Наибольшим спросом курс по особо опасным объектам пользуется у представителей нефтегазового сектора. Для них в программу включены системы раннего обнаружения возгорания аспирационного типа, а так же системы пенного пожаротушения.

 

Как должна проходить на предприятиях аттестация персонала, занимающегося обслуживанием систем безопасности? 

В настоящий момент обязательным является повышение квалификации только для монтажных и эксплуатирующих организаций только в области противопожарной защиты, что кажется неверным. За сохранение имущества, а так же жизни и здоровья людей отвечают так же и охранные системы, и системы видеонаблюдения. Поэтому аттестовать персонал следовало бы и в этой области.

Работы же по аттестации персонала в области противопожарных мероприятий может проводиться по трем схемам, которые являются международными. Эти схемы создавались с учетом того, что у головной сертифицирующей организации всероссийского масштаба может просто не быть ресурсов для поведения всех тестов, а у учебных заведений – полномочий на тестирование.

Первая схема – это дистанционное тестирование. СРО или аккредитованная структура организуют специальный сайт с профессиональными тестами. Аккредитованные учебные центры обеспечивают прохождение этих тестов, то есть рабочее место с доступом к тесту, наблюдение и поддержку. После прохождения экзаменуемым теста учебный центр свидетельствует, что во время сдачи экзамена никаких нарушений не было. Диплом о прохождении аттестации выдается от имени вышестоящей организации, поддерживающей сайт тестирования. По такой схеме сейчас организован ЕГЭ.

Вторая схема – это тестирование экзаменуемых непосредственно в СРО. Слушатели проходят обучение в учебных центрах на местах, а на аттестацию едут в уполномоченную организацию. По такой схеме сейчас выдаются водительские удостоверения,  схема эта работоспособна, но очень ресурсоемкая.

Третья схема - промежуточная. В ней у аттестуемого принимается экзамен по билетам, причем программу экзамена разрабатывает учебное заведение, но в экзаменационную комиссию входит один представитель уполномоченной организации.  Именно так сейчас строится аттестация персонала в Атомнадзоре и Ростехнадзоре. Ввиду свое простоты именно эта третья схема кажется наиболее жизнеспособной. 

foto2.jpg

Какие новые курсы подготовил ваш УЦ в 2011 году?

Как уже говорилось, мы начинаем работу с отечественными производителями оборудования, и самый значимый в данном разделе проект – это совместные программы с компанией «Болид». Наши программы будут отличаться от уже существующих модульностью и гибкостью, наработанной с другими производителями. Мы будем давать учащимся знания в очень интенсивной форме, с большим количеством практических занятий на оборудовании, и именно по тем разделам, которые интересую данного слушателя. Фактически мы будем подстраивать программу обучения под запросы конкретной группы, и в то же время сохранять основы, обязательные при повышении квалификации.

Так же в связи с отменами лицензий МЧС мы разработали специальные курсы повышения квалификации в области пожарно-охранной сигнализации, оповещения и систем пожаротушения. Пока что эти курсы базируются на оборудовании Aritech, Simplex и Esser, но в скором времени мы добавим сюда линейки «Болид» и Apollo. Вообще в этом году мы значительно увеличили перечень курсов повышения квалификации. Не забывая о краткосрочных тренингах (1-3 дня), мы значительно расширили краткосрочное повышение квалификации (72 часа), необходимое для вступления в СРО.

Так же активно развивается направление сетевого видеонаблюдения. Теперь мы даем целые структурные курсы – начиная от подбора камер и общих принципов организации и заканчивая настройкой маршрутизаторов и прочего сетевого оборудования. Эти курсы подготовлены в сотрудничестве с компаниями Smartec и Axis, а в разработке программ по сетевому оборудованию нам помогают UTC и Cisco.

Ну и, конечно же, это расширение линейки курсов в области превышение квалификации строителей. Наш раздел – внутренние инженерные системы,  слаботочные системы и связь, внутренние и внешние системы энергоснабжения, автоматизация и диспетчеризация. 

 

Каковы планы Учебного центра АРМО на 2012 год?

Год предстоит сложный, поскольку кризис еще далеко не миновал. Однако несмотря на трудности, мы планируем расширяться. Расширяться не только в плане ассортимента предлагаемых курсов, но и территориально. Мы переехали в новое здание, и рассчитываем на увеличение потока учащихся на новые курсы. Так же у нас в планах установление связей с многими другими производителями оборудования, как отечественными, так и зарубежными.