Интервью с директором Учебного центра "АРМО" об обучении системам автоматизации
Два номера назад в бюллетене появилась новая рубрика «Образование и обучение», которая очень важна и актуальна. В юбилейном, 50-м номере «АЗ» были опубликованы две статьи и интервью с руководителем Учебного центра ПРОСОфТ в Москве. Теперь предлагаем интервью с директором Учебного центра (УЦ) ГК «АРМО» Андреем Фальковым.
– Наши опросы показывают, что многие специалисты желают большей компетенции рынку автоматизации зданий. Очевидно, что обучение – это основное направление получения новых знаний и повышения уровня специалистов. Каково Ваше мнение по этим вопросам?
– Под компетенцией специалистов рынка можно понимать многое. Если еще 3–5 лет назад основным запросом были курсы, знакомящие слушателей с основами технологий, то в настоящее время рынок более интересуют технические тонкости решений. Сегмент так называемого общего образования в сфере автоматизации зданий быстро исчерпал себя для таких учебных центров, как наш. Все, кто хотел заниматься инсталляциями систем автоматизации, необходимые знания получили и на этот рынок уже вышли.
Значительно грамотнее стали и заказчики проектов. Очевидно, сказалась деятельность ассоциаций и массовых изданий по популяризации идеи «интеллектуального здания». Современный заказчик уже осведомлен не только о возможностях системы, но и о способах технической реализации и о потенциальных выгодах автоматизации. Поэтому сейчас и представители заказчика требуют более специальных знаний, а не «общего образования».Казалось бы, никаких дополнительных знаний и компетенции уже не требуется, поскольку и заказчики, и инсталляторы знают все технологии, предлагаемые на рынке. Между тем имеется острый недостаток в требуемых рынком решениях, поскольку запросы к системам автоматизации резко изменились. Если раньше на первое место в своих требованиях наш заказчик ставил комфорт, то теперь ему нужна и экономичность. И этот тренд стал вполне отчетлив за последние год-два. Запросы рынка автоматизации зданий изменились, а производители и инсталляторы продолжают в чем-то «жить по-старому». Вот это и есть новая тенденция в развитии компетенции – как применить уже имеющиеся технологии к новым задачам. Соответственно им меняются и запросы к обучению. На первый план теперь выходят курсы, в которых глубоко рассматриваются вопросы энергоэффективности, экономичности и надежности систем автоматизации зданий.
- Чем кроме проведения курсов занимается УЦ «АРМО» в области образования и обучения?
- На рынке автоматизации зданий технологии меняются очень быстро, и необходимо иметь опыт практической работы, чтобы не отставать. В связи с этим УЦ «АРМО» уже два года занимается вопросами повышения квалификации работников профильных кафедр. Мы знакомим преподавателей с техническими новинками, организуем практикумы и стажировки.
В прошлом году мы принимали участие в проектировании лабораторий систем охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, видеонаблюдения и систем автоматики для ГОУ «Строительный колледж №38» г. Москвы. Именно наши специалисты разработали концепцию стендов, учебные программы и методические материалы к ним.
По просьбе нескольких колледжей Москвы УЦ разработал проекты, которые затем были выдвинуты на конкурс в рамках национальной программы «Столичное образование». Мы помогали колледжам составлять заявки на получение государственного финансирования на системы информатизации и автоматизации, разрабатывали программы развития и повышения качества обучения, оказывали поддержку в экспериментальной деятельности. Причем, делали это безвозмездно.Кроме этого, наш учебный центр принимал участие в автоматизации частных школ. В рамках проекта, реализованного в школе поселка Барвиха, мы разработали систему электронного журнала и дневника, когда учителя ставят оценки на компьютере, а родители через Интернет могут следить за успехами детей. Такие системы есть уже во многих школах, но наша отличалась особенностью – она интегрирована с охранной сигнализацией и контролем доступа. Учителя и родители при такой системе точно знают время прихода и ухода учащегося, а также могут отслеживать его местонахождение в школе в течение дня.
- В последние годы заработали различные центры обучения, в частности технологии LonWorks. Для того чтобы пройти сертифицированное обучение теперь не обязательно ехать в Англию. Тем не менее, распространение этой платформы в РФ далеко не так успешно, как могло бы быть. Могли бы Вы прокомментировать такое положение на рынке с точки зрения УЦ «АРМО»?
- Рынок средств автоматизации вообще и обучения, в частности, растет за счет увеличения количества поддерживаемых платформ и номенклатуры устройств на этих платформах. Причем, если раньше LonWorks занимал прочную лидирующую позицию, то теперь у него образовались сильные конкуренты. Причем это не новые технологии появились, а скорее они стали более активно работать на нашем рынке. Кроме того и запросы учащихся переместились частично в область сравнительного анализа достоинств и недостатков каждой платформы. Теперь ни заказчики, ни инсталляторы не довольствуются в проектах узким кругом производителей. Они более тщательно взвешивают все достоинства и недостатки различных решений и на основе обоснованного анализа выбирают платформу, наиболее соответствующую поставленным в проекте задачам.
Именно на это и ориентированы многие наши курсы. В них мы не только рассказываем об одной технологии, но и демонстрируем способы сопряжения протоколов, анализируем достоинства и недостатки тех или иных решений.
- Рынок автоматизации зданий в РФ не отличается консолидацией и сотрудничеством компаний. Скорее на нем заметна искусственная конкуренция брендов, которая не всегда оказывается полезна для рядового потребителя и пользователя. Что можно сказать в этом плане о сегменте обучения? Он нуждается в каких-то общих проектах, например, общественной оценке учебных программ, стандартизации терминологии и т.д.?
- Основная проблема всего российского образования – это несоответствие его законодательной базы реальным потребностям рынка, что сильно отражается и на обучении системам автоматизации зданий.
В свете изменений в «Градостроительном кодексе» для получения допуска к работам, влияющим на безопасность строительства, необходимо регулярное повышение квалификации. К таким работам, в частности, относится устройство систем автоматизации и диспетчеризации, устройство сетей связи. Повышения квалификации должны проводить учреждения дополнительного профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, которая подтверждает соответствие качества обучения требованиям заказчика, государства. Однако в современном строительстве в целом и на рынке средств автоматизации, в частности, вовсе не государство является основным заказчиком обучения. За качество подготовки персонала и его аттестацию теперь отвечают саморегулируемые организации (СРО) и исполнители проектов. Соответственно, в компетенцию СРО и общественных организаций переводится вопрос аккредитации учреждений по обучению. Это политика правильна, поскольку работник департамента образования просто не в состоянии оценить, качественно ли мы читаем курс «Работы по подготовке проектов диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами особо опасных, технически сложных и уникальных объектов». Качество такого курса могут оценить только сами специалисты.
В проекте нового «Закона об образовании» речь идет также об общественной аккредитации. Согласно постановлению Правительства РФ №184 от 21 марта 2011 года, государственной аккредитации теперь подлежат только программы среднего и высшего профессионального образования, а дополнительное образование переходит полностью под контроль СРО. К сожалению, принятие этого нового закона «Об образовании» тормозится, он вводится в действие поэтапно, и законодательной основы для аккредитации в СРО пока нет.
УЦ «АРМО» при содействии ассоциации LonMark Russia уже предпринял первые шаги к общественной аккредитации учебных программ. Наша заявка находится на рассмотрении в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ). Так же мы проводим работы с рядом СРО.
Хочется сразу отметить, что наша общественная работа никак не связана с продвижением тех или иных брендов и должна таковой и оставаться, ведь ее цель в повышении безопасности эксплуатации зданий. Поэтому программы обучения направлены именно на изучение аспектов повышения отказоустойчивости систем, хотя мы и включаем в них элементы фирменных курсов. Например, LonMark Russia дала нам рекомендации по организации курса «Безопасность строительства и качество устройства инженерных систем и сетей, в том числе на технически сложных, особо опасных и уникальных объектах». В него мы включили также обязательные требования НОСТРОЙ, и курс «Поиск неисправностей в сетях LON», поскольку именно этот материал посвящен вопросам надежности. Точно так же в курс «Безопасность строительства и качество устройства электрических сетей и линий связи» введены материалы компаний UTC и Cisco. В курс «Пусконаладочные работы систем автоматики инженерного оборудования зданий и сооружений» введен практикум по программированию контроллеров в среде CoDeSys.
- УЦ АРМО – теперь самостоятельная единица, имеющая государственную лицензию на обучение и сертификаты на проведение курсов повышения квалификации для специалистов по инженерии и системам безопасности зданий. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям о планах развития Центра?
- Планов у нас много, и они связаны с тремя направлениями работы.
Направление первое – повышение квалификации в области автоматизации и диспетчеризации, включая курсы из разделов «Работы по подготовке сведений о внутреннем инженерном оборудовании, внутренних сетях инженерно-технического обеспечения», «Монтажные работы», «Пусконаладочные работы». Это обязательные курсы повышения квалификации, в которые мы вносим элементы фирменных курсов таким образом, чтобы они дополняли друг друга. Также, совместно со СРО мы работаем над системой аттестации кадров для получения допусков к работам, влияющим на безопасность строительства.
Второе направление – это системы безопасности, в первую очередь охранно-пожарная сигнализация (ОПС), оповещение и системы пожаротушения. В этом сегменте мы развиваем в первую очередь дилерские курсы, работая в тесном контакте с такими компаниями, как Simplex, Honeywell, UTC Fire&Security и Bosch. На основе фирменных учебных программ строятся курсы повышения квалификации, необходимые для получения лицензии на осуществление видов деятельности в области пожарной безопасности, лицензируемых Государственной противопожарной службой МЧС России.
Третий аспект – это развитие новых, прогрессивных форм и видов обучения ( например дистанционного образования). Ведь далеко не каждая компания может позволить себе прислать специалиста с Дальнего Востока в Москву для прохождения очного курса. Для них мы организуем дистанционное либо очно-заочное обучение.
- Рынок заинтересован в получении информации о тестировании новинок оборудования и ПО. Таким тест-центром мог бы стать и ваш УЦ «АРМО». Насколько Вам интересен был бы такой совместный проект с нашим изданием «Автоматизация зданий»? Мы могли бы приглашать независимых экспертов и опубликовывать затем результаты таких испытаний.
- Как я уже говорил, рынок консалтинга и обучения «перепрограммировался» с изучения отдельных технологий производителей на курсы по сравнению предлагаемых решений. Теперь главная задача консультанта – помочь сделать технически грамотный и экономически обоснованный выбор. Наш учебный центр имеет уже достаточно большой опыт такого консультирования по вопросам подбора технологических решений, и мы даем их как на основе теоретических данных, так и на основе личного опыта.
Для приобретения такого опыта мы постоянно берем на тестирование оборудование у различных производителей. Но нельзя объять необъятное – даже наш учебный центр в одиночку не может опробовать все, что предлагает рынок. Поэтому объединение усилий нескольких экспериментальных площадок – это очень важный шаг. А с помощью вашего издания было бы полезно выработать единый подход к тестированию новинок так, чтобы выступления различных экспертов были бы сопоставимы и легко сравнимы.
Вообще роль бюллетеня «Автоматизация зданий», на мой взгляд, состоит и в распространении интересных идей на рынке. Многие специалисты включились бы в работу на общественных началах, если бы их усилия координировались, например, вашим изданием. Так, многие СРО до сих пор не выработали подход к аккредитации учебных заведений. Можно опубликовать уже имеющиеся российские и западные наработки по контролю качества обучения, и, без сомнения, найдется немало желающих перенять их. Давайте организуем дискуссию по результатам тестирования новинок оборудования, и я уверен, что многие специалисты ее поддержат.
Интервью по заданию бюллетеня "Автоматизация зданий"
подготовил и провел Владимир Пасеков,
куратор международных Клубов АСУЗ